Доска объявлений
 Каталог статей
Поиск :
объявлений
Доска объявлений 1ДОСКА.RU



Состояние российского автомобильного рынка и сегмента грузовых автомобилей в 2006 году

В российской автомобильной промышленности выделяют следующие подотрасли: легковые автомобили, грузовые автомашины, автобусы.

Каждый из этих сегментов формируется по своему сценарию и имеет свои будущности. Вместе с тем во всех сегментах отечественного автопрома имеется снижение доли присутствия на рынке, наряду с непрерывно усиливающимися показателями импорта.

Совместными факторами, определяющими формирование сегментов российского авторынка можно считать: укрепление рубля, повышение платежеспособности потребителей, таможенная политика российских властей и ужесточение экологических норм с 2006

Укрепление рубля в совокупности с повышением платежеспособности покупателей и сохранением относительно низкого качества отечественных моделей автомашин способствует росту спроса на иномарки, в том числе производимые в Рф.

Таможенная политика 2003-2005 гг. разнонаправлено отразилась на рынке автомашин: к примеру для сегмента легковых авто она стала одним из факторов развития индустриальной сборки, для сегмента грузовых автомашин - одним их факторов постепенного роста ввоза новых грузовиков, а для автобусов - самым существенным фактором сдерживания ввоза подержанных иномарок.

Согласно постановлению Правительства РФ, с весны 2006 г. весь выпускаемый в России и импортируемый авто транспорт должен соответствовать экологическим нормам «Евро-2», а вновь запускаемые в производство модели - «Евро-3».

Класс грузовых авто характеризуется небольшим, но устойчивым ежегодным приростом доли иномарок: как собранных в России, так и импортируемых из-за рубежа. Несмотря на увеличение с сентября 2005 г. пошлин на грузовики старше 7 лет, доля импортируемых подержанных грузовых иномарок не уменьшилась. Можно полагать, что большой ценовой разрыв между российскими моделями и новыми иномарками, а также большие показатели надежности привозных грузовиков будут и в дальнейшем способствовать увеличению продаж подержанных иномарок на российском рынке.

По данным специалистов, доля грузовых автомашин со сроком эксплуатации до 5 лет в общем парке из года в год остается практически неизменной - 14%, а число авто в возрасте более 10 лет понемногу увеличивается (с 57,3% в 2003 году до 63 - 65% в 2006). Не последнюю роль в таком стремительном старении отечественного автопарка играет массовый ввоз подержанных грузовиков.

С точки зрения грузоподъемности, в структуре производства российских заводов все еще превалируют малотоннажные грузовики (67-68% в 2006 году). Малотоннажные грузовики – самый перспективный класс, в котором в ближайшие годы развернется наиболее острая конкуренция. Для этого сегмента грузового транспорта характерной чертой становится ежегодное увеличение объемов импорта автомобилей грузоподъемностью менее 5 тонн на фоне незначительного (1-5% в год) сокращения объемов отечественного производства. Опасность для отечественных заводов в сегменте малотоннажных грузовиков представляют приемлемые по цене китайские или корейские авто, последние при этом еще и обладают лучшим качеством.

В целом наиболее приоритетным курсом отечественного производства считается сегмент тяжелых грузовиков. Тяжелые грузовые автомобили (грузоподъемностью от 8 тонн) занимают 14-15% в структуре отечественного производства. Данный сегмент год от года растёт, причём значительными темпами (по материалам статьи «Основные показатели (динамика) производства российских грузовых автомобилей в период 1990 – 2005 г.г.» - подробнее. При этом в последнее время на нём возникли новые марки, стремящиеся занять свою нишу. И хотя основные рыночные доли примерно сформировались, картина непрерывно изменяется.

Общая тенденция по новым и подержанным грузовикам, импортируемым в Страну, - ежегодное увеличение объёмов импортных поставок в 2003-2005 гг. (см. график «Изменение структуры российского рынка грузовых автомобилей» - см. график). Всё это подтверждает, как востребована импортная техника в автохозяйствах страны на внутренних и особенно - на международных перевозках грузов.

На транспортировке товаров из Рф в Европу и обратно сегодня задействовано немногим более 40 тыс. единиц подвижного состава, хотя согласно экспертной оценке эта цифра может доходить до 100 тыс. тягачей и автомобилей-шасси. То есть только на этих рейсах нехватка грузовой техники составляет более половины от рыночной потребности.

Такая же ситуация и на внутренних транспортировках. В настоящее время кроме региональных маршрутов всё больше техники требуется для нужд строительных учреждений, крупных промышленных объектов, представителей малого и среднего бизнеса. Тяжелой техники выпускаемой, к примеру, КАМАЗом, Уралом или МАЗом, мало для удовлетворения быстрорастущего спроса. К тому же частные перевозчики с небольшим автопарком или предприниматели-одиночки зачастую останавливают свой выбор на иностранных автомашинах, понимая, что с ними в эксплуатации проблем меньше. Да и продать такие авто потом гораздо проще - они медленнее дешевеют. Об огромном спросе на строительные машины (и прежде всего самосвалы и миксеры) свидетельствуют по крайней мере два факта. Первый: европейские производители тяжёлых грузовиков дали добро на установку на собственное шасси самосвальных кузовов и других надстроек, выпускаемых российскими предприятиями (как правило, Москвы и Московской области). Второй: статистика угонов и хищений специальной техники сохраняет устойчивую тенденцию к росту

Можно предполагать, что в ближайшей перспективе иностранные автопроизводители будут энергично продвигать в России грузовики, адаптированные для российского рынка. Очевидно, что меньшая цена (по сравнению с заводским аналогом в полной комплектации) реально привлекательна для отечественных автоперевозчиков. Особенно - с учётом того, что в условиях повышения цен на топливо, инфляции и увеличения стоимости услуг и материалов приходится экономить и в большом, и в малом.

Также отличительной чертой современного состояния отечественного рынка грузовых автомашин является постепенная активизация проникновения на рынок коммерческих автомашин китайского и южнокорейского производства. Очевидно, что азиатские производители пока не в состоянии соперничать с «большегрузами» европейского производства, но в лёгком и среднем классе грузоподъёмности понемногу будут теснить конкурентов из Старого света и - не исключено - российские авто тоже.

Таким образом, ключевой проблемой российского автомобилестроения остается постепенная потеря конкурентоспособности отечественными производителями (КАМАЗом, Уралом, МАЗом) и усиление рыночных позиций иномарок при ежегодном росте рынка. Перспективы ее решения для каждого класса свои: в производстве легковых автомобилей можно ждать перехода мелких производителей на сборку иномарок, в классе грузовиков у отечественных производителей есть шанс сохранить свое место на рынке, изрядно улучшив качество продукции (отчасти за счет иностранных комплектующих), а в классе автобусов можно ждать появления СП с иностранными компаниями. Наиболее опасным для отечественного автопрома может стать приход на рынок азиатских автомашин (корейских и особенно китайских), чьи авто при удовлетворительном качестве приемлемы по цене для российского покупателя (по материалам статьи «Состояние мирового автомобильного рынка в 2006 году» - первоисточник.





Тематические статьи